Что такое мониторинг заработных плат? В чем он заключается? Зачем его проводят? На все эти вопросы можно найти ответы в данной статье. Если вы когда-нибудь собирали и анализировали информацию о размерах заработной платы по той или иной должности, которая вас интересовала в тот момент, то вы уже занимались тем самым мониторингом, ведь, собственно, в этом он и заключается. Если вы собираетесь удержать в своей компании ценного сотрудника путем стимулирования его материальными средствами, но боитесь «переборщить»; если вы хотите разработать систему оплаты труда работников, которая была бы адекватной; если вы хотите повысить конкурентоспособность фирмы и быть в курсе среднерыночных тенденций по уровню оплаты интересующих вас специалистов, то вам тоже лучше провести мониторинг заработных плат. И это ещё не всё. Представьте себе, что вы решили открыть новый бизнес. Для того чтобы быть конкурентоспособной компанией, величина компенсаций  и заработных плат в ней должны быть на нужном уровне и, желательно, чтобы вакантные места вашей фирмы привлекали хороших специалистов. Чтобы всего этого достичь, нужно проводить мониторинг. Так же это может помочь при вхождении вашего бизнеса в новый регион. Таким образом, мониторинг помогает работодателям находиться в курсе событий, которые происходят на рынке труда, и своевременно реагировать на какие-либо изменения в нем.

Перед проведением мониторинга, следует определить, какие конкретные задачи и цели вы перед собой ставите, и каковы будут объекты вашего исследования. Затем можно подписать договор о проведении мониторинга, предварительно согласовав сроки его выполнения. Только после всего этого можно проводить исследования и заниматься сбором необходимой информации, которую в последующем следует обработать. После того, как завершится проведение мониторинга, нужно составить отчет по проделанной работе и, если вы проводили исследование не для себя, передать его заказчику и проконсультировать его по результатам.

Мониторинг заработных плат может содержать в себе следующую информацию:

- информация о наличии льгот (в том числе дополнительных);

- соотношение по величине заработной платы предложения работодателя и спроса соискателя;

- зависимость уровня заработной платы от должностных обязанностей;

- информация об уровнях оплаты труда;

- среднерыночная информация о специалисте по определенной вакансии.

Мониторинг не обязательно проводить самому, за вас это могут сделать специализированные фирмы. Стоимость этой услуги чаще всего зависит от количества запрошенных вакансий, региона исследования, необходимости получения информации о конкретных предприятиях, уровня закрытости информации, величины выборки предприятий-работодателей и категорий вакансий. В качестве дополнительной информации вам могут указать составляющие заработной платы и финансовые ожидания соискателей. Сроки проведения мониторинга варьируются в зависимости от нужного вам региона и согласуются с заказчиком в индивидуальном порядке. Обычно это занимает 2-5 недель.  В зависимости от того, какие задачи перед исполнителями поставил заказчик, отчет о проведенном мониторинге включает в себя различную степень детализации информации. Обычно это статистика результатов проведенного исследования и сравнительная таблица. Данные мониторинга теряют актуальность через 3-6 месяцев, поэтому при его составлении данные собираются только на дату составления. Таким образом, результаты исследования отражают ту ситуацию, которая реально существует в момент запроса.